8.05.2017

16 мая 2017 года на заседании Общего собрания Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области в рамках Дня Европы экспертами ОО «НОВАЯ Энергия» было инициировано публичное обсуждение на тему «Укрепление местной финансовой инициативы добывающих регионов Харьковщины». Участниками обсуждения стали представители органов власти, местного самоуправления, общественности и СМИ Харьковской области.
Руководитель субрганта Елена Агапова рассказала о законодательных изменениях и современные законодательные инициативы в сфере регулирования деятельности добывающего сектора. И одной из проблем, которая активно обсуждалась участниками мероприятия было распределение рентной платы компаний нефтегазового сектора. Озвученные во время дискуссии вопросы действительно имеют неоднозначные ответы и непосредственно касаются финансового обеспечения и благополучия добывающих регионов.

20 декабря 2016 г. Верховной Радой Украины был принят Закон № 1793-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно зачисления рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата», согласно которому начиная с 1 января 2018 года 5% рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата остается в добывающих регионах (из них 2% зачисляется в областных и районных бюджетов, 1% – в бюджеты местного самоуправления и 3% до городов областного значения и объединенных территориальных общин, где ведется добыча углеводородов).

По данным ГФС  Харьковского регионального отделения Казначейства Украины в 2015 г. было уплачено около 13 млн. грн. рентной платы, а в 2016 – 15,8 млрд. грн.5% от этой суммы составляет 790 млн. грн. Это те средства, которые Харьковская область потенциально может получить в следующем году согласно принятому Закону № 1793-VIII, а это составляет 3,4% сводного бюджета области за 2016 год. Соответственно около 300 млн. грн. (2%) могут получить районные бюджеты добывающих регионов и около 150 млн. (1%) бюджеты местного самоуправления.

С другой стороны, сейчас газодобывающие компании активно лоббируют принятие законопроекта № 5459 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» с целью внедрения стимулирующей ставки рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа из новых скважин, согласно которому для природного газа, добытого из скважин, начатых бурением после 1 января 2017 года, независимо от глубины залегания залежи (кроме природного газа, добытого во время выполнения договоров о совместной деятельности) рентная плата за пользование недрами составляет 12%. Сторонники этого законопроекта опираются на программу энергетической независимости Украины и Концепцию газодобывающей отрасли Украины до 2020 года, согласно которой государственный добычу газа планируется нарастить до 20 миллиардов кубометров к 2020 году (сейчас 14 млрд.) за счет ввода в эксплуатацию новых скважин.

Но компании могут пользоваться этой нормой с собственной выгодой, активизируя добычу из новых скважин, заново «открывая» когда законсервированы и приостанавливая ныне действующие скважины для того, чтобы уменьшить свои затраты на уплату налогов. В таком случае, добывающие регионы теряют обещанные финансовые поступления и снова остаются сам на сам со своими старыми и новыми проблемами.
Повышение объемов использования ценного «голубого топлива» для удовлетворения энергетических потребностей государства в принципе является дискуссионным вопросом, поскольку по официальным данным ГНПП «Геоинформ Украины» собственного газа нам хватит только на 27 лет. А что делать дальше?
«Гораздо важнее направлять усилия и средства на развитие возобновляемых источников энергии и мероприятия по повышению энергоэффективности», — говорит председатель ОО «НОВАЯ энергия» Виталий Филенко. — «Сейчас важно, чтобы дополнительные финансовые поступления в виде 5% рентных платежей были эффективно и с умом использованы на местах в различные энергоэффективные мероприятия, модернизацию инфраструктуры и устойчивое социально-экономическое развитие общин. А для этого каждая община уже сейчас должна разработать свою стратегию развития и план ее реализации на последующие годы».

Таким образом, потребность в разработке стратегий развития регионов и территорий, где ведется добыча газа, при условии совместного сотрудничества между представителями органов местного самоуправления, добывающих компаний и экспертами становится все актуальнее.
Публичное обсуждение проведено в рамках проекта «Укрепление местной финансовой инициативы (УМФИ-II) внедрение» в части реализации компонента «Инициатива прозрачности добывающих отраслей  в Украине», который финансируется Агентством США из международного развития (USAID) и реализуется Институтом бюджета и социально-экономических исследований (ИБСЭИ).

 

 

 

 

 

 

Share this article