12.10.2017

Европейская комиссия предложит правовой режим для морских трубопроводов, приходящий на территорию ЕС (включая Nord Stream 2) в первой половине ноября, заявил чиновник ЕК на заседании комитета по энергетике Европарламента.

Нормативная база необходима для Nord Stream 2, хотя газовая директива ЕС не распространяется на морские трубопроводы из других стран за пределами ЕС, сообщил на заседании Комитета по промышленности и Энергетики директор по внутреннему рынку Генерального директората по энергетике Клаус-Дитер Борхардт (Klaus-Dieter Borchardt).

«Именно по этой причине комиссия намерена положить конец неопределенности по этому вопросу и представит без задержек — скорее всего, в следующем месяце — законодательное предложение по общим правилам для газопроводов, приходящим на европейский газовый рынок», — сказал К.-Д.Борхардт.

Законопроект, о котором несколько недель назад кратко упомянул президент ЕК Жан-Клод Юнкер, как ожидается, будет основываться на принципах директивы ЕС по газу в рамках Третьего энергетического пакета. К ним относятся недискриминационный доступ третьих сторон, разделение компаний по производству и транспортировке, недискриминационное установление тарифов и прозрачность. Цель — принять закон до конца 2018 года — до завершения строительства «Северного потока 2″.

«После принятия этого законопроекта у нас есть неоспоримая правовая база, и эта база будет также применяться к Nord Stream 2. Нашим приоритетом является создание хорошо диверсифицированного и конкурентного газового рынка. И нам также ясно, что проект Nord Stream 2 подрывает этот приоритет. Мы не согласны с «Газпромом» (MOEX: GAZP) или некоторыми другими государствами-участниками, что эти 55 млрд куб. м являются дополнительными объемами. Для нас это перенаправление. Для комиссии крайне важно, чтобы этот трубопровод работал в рамках четкого правового регулирования», — подчеркнул К.-Д.Борхардт.

Ранее Еврокомиссия запросила государства-члены ЕС предоставить мандат для начала переговоров с РФ о статусе газопровода. Только 7-8 стран поддержали мандат, несколько стран не определились, а некоторые высказались против, сказал европейский чиновник. Более того, юристы и Европейского Совета, и Еврокомиссии определили, что Третий энергопакет неприменим к морским трубопроводам из третьих стран.

«Третий энергетический пакет — энергетическое законодательство ЕС — не может применяться ни к одному из импортирующих трубопроводов, таких как Nord Stream 2. Комиссия отметила это еще раз очень ясно, без всяких сомнений», — заявил Interfax Natural Gas Daily представитель Nord Stream 2 Себастьян Засс, который присутствовал на слушаниях ITRE.

«Также стало ясно, что попытка создать определенную правовую основу только для Nord Stream 2, запросив мандат на переговоры от совета — не рациональный подход. Инициатива запуталась в различных юридических взглядах со стороны институтов ЕС», — добавил он.

Неясно, какие другие компании будут использовать Nord Stream 2, если мощности трубопровода будут проданы на аукционе третьим сторонам — «Газпром» имеет монополию на экспорт российского трубопроводного газа. Однако есть мнения, что предлагаемый законопроект ЕК является попыткой остановить проект, который ей не нравится.

«Похоже, что комиссия пытается повысить премию за риск для проекта, создав юридическую неопределенность. Это может быть попытка препятствовать инвесторам и замедлить проект», — прокомментировал «Интерфаксу» ведущий научный сотрудник Center for Security Studies в Цюрихе Северин Фишер.

Он отметил также, что политическая поддержка проекта со стороны Германии может исчезнуть после недавних выборов: «Новое коалиционное правительство в Германии, вероятно, будет меньше поддерживать «Северный поток 2″. Зеленые против него, а либерал-демократы и консервативная партия ХДС/ХСС не определились».

По материалам Энергореформа

 

 

 

Share this article