Киев °C
КУРС ВАЛЮТ

Баку и Астана проанализируют перспективы транспортировки казахстанских нефти и газа через Азербайджан

Баку и Астана создают две рабочие группы по вопросам транспортировки казахстанских нефти и газа через Азербайджан на мировые рынки, сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев журналистам в Баку в четверг.

«Объемы добычи казахстанского газа будут увеличиваться и в качестве маршрутов экспорта рассматривается Азербайджан. Как один из вариантов, мы рассматриваем строительство на Западе Казахстана LNG-завода с последующей транспортировкой этой продукции через Азербайджан на мировые рынки», — сказал К.Бозумбаев.

По его словам, в связи с этим Казахстан договорился с Азербайджаном о создании специальной рабочей группы из представителей соответствующих министерств и ведомств. «Эта рабочая группа в течение ближайших нескольких месяцев изучит и доложит нам — насколько жизнеспособен данный проект», — сказал он.

К.Бозумбаев добавил, что вторая рабочая группа изучит конкурентоспособность транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан на мировые рынки. «Мы договорились о создании рабочей группы по транзиту казахстанской нефти по территории Азербайджана. Эта рабочая группа должна будет проработать нефтепроводные и перевалочные возможности Азербайджана для приема казахстанской нефти и конкурентоспособность данного маршрута», — сказал он.

Кроме того, продолжаются работы по проекту расширения месторождения Тенгиз, в это вкладывается $37 млрд. «Это позволит нам на 12 млн тонн в годовом выражении увеличить добычу с Тенгизского месторождения, и через 2-3 года здесь будет добываться 39-40 млн тонн нефти в год. На Кашагане годовой объем добычи нефти может составить 12-13 млн тонн», — сказал он.

Глава Минэнерго напомнил, что в настоящее время основным маршрутом для экспорта казахстанской нефти является нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Для Казахстана его пропускная способность составляет 53-54 млн тонн в год. Кроме того, Казахстан поставляет нефть в Китай, а также по маршруту Атырау-Самара через порт Усть-Луга в Финляндию.

«С учетом разработки месторождений Кашаган и Тенгиз, а также ряда других месторождений, через 3-4 года появятся дополнительные объемы нефти для транспортировки на мировые рынки. Поэтому мы рассматриваем, в том числе, и очень перспективное направление экспорта через Азербайджан. В рамках рабочей группы мы должны поработать над тем, чтобы это направление стало конкурентоспособным по сравнению с другими маршрутами. Если мы хотим, чтобы нефть пошла по этому направлению, в течение 1-1,5 лет мы должны проработать все вопросы, связанные с тарифами, сохранением качества»,- отметил он.

К.Бозумбаев также сообщил, что в Казахстане ежегодно растет добыча попутного газа. «В 2017 году объем добычи этого газа составит более 50 млрд кубометров, из которых 30% потребляется на внутреннем рынке, 30% — отправляем на экспорт, а часть мы закачиваем обратно в пласты», — сказал он.

Глава Минэнерго напомнил, что в этом году Казахстан впервые начал экспорт газа в Китай. «Контракт предусматривает поставку в 2018 году 5 млрд кубометров газа. Кроме того, в настоящее время в вопросе поставок газа Казахстан сотрудничает и с российским «Газпромом», — сказал он.

Согласно последним прогнозам Минэнерго Казахстана, добыча нефти в республике в 2017 году составит 85,5 млн тонн против 78 млн тонн в 2016 году.

Казахстан является участником соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Вместе с тем, Минэнерго страны считает, что Казахстан, планирующий наращивать добычу на гигантском нефтегазоконденсатном месторождении Кашаган, пошел на большой компромисс, согласившись участвовать в продлении соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти до конца 2018 года. К.Бозумбаев заявлял, что Казахстан обговорил условия, при которых сможет превысить объемы добычи нефти.

Нефть из Азербайджана вывозится четырьмя маршрутами — по нефтепроводам Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД, основной экспортный маршрут), Баку-Супса (западное направление) и Баку-Новороссийск (северное направление), а также по железной дороге (нефть американской ExxonMobil, которая владеет 8% в проекте «Азери-Чираг-Гюнешли», но не входит в число акционеров БТД). По БДТ транспортируется нефть компаний, которые являются акционерами трубопровода и участниками проекта разработки АЧГ, а также транзитная нефть производителей из Туркмении и Казахстана. Вместе с тем, в настоящее время прокачка казахстанской нефти по трубопроводу не осуществляется, нефть транспортируется по железной дороге: объемы по контракту составляют до 6 млн тонн в год, однако перевозится только порядка 4 млн тонн.

 

 

 

По материалам Энергореформа

КО ВСЕМ НОВОСТЯМ